Разъяснения региональной тарифной комиссии Ставропольского края об учете и оплате расходов на оплату комиссионного вознаграждения за прием платежей от населения за коммунальные услуги.
В связи с многочисленными обращениями о порядке учета и оплаты комиссионного вознаграждения за сбор коммунальных платежей от населения, региональная тарифная комиссия Ставропольского края разъясняет следующее.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний при-боров учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При этом содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Одновременно в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №416, в стандарты осуществления деятельности по управлению многоквартирным жилым домом включены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме, выбравшие непосредственную форму управления, осуществляют деятельность по управлению многоквартирным жилым домом наравне с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
Таким образом, указанные выше работы по «абонированию» и приему платежей относятся к жилищным услугам, государственное регулирование цен на которые не предусмотрено. Величина расходов на выполнение указанные работы, а также порядок их выполнения (собственными силами или путем передачи третьим лицам) должны быть определены лицом, осуществляющим функции управления домом.
В тоже время работы, не свойственные ресурсоснабжающим организациям, не могут быть ими оплачены за счет средств, полученных от применения установленных тарифов по следующим основаниям:
согласно пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э, при установлении цен (тарифов) на теплоснабжение не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения;
в соответствии с пунктом 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47, при установлении тарифов на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также утилизацию твердых бытовых отходов не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, а также не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
в соответствии с пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, к требованиям обслуживания потребителей гарантирующими поставщиками электрической энергии отнесено:
обеспечение выставления потребителю (покупателю) счетов на оплату электрической энергии способами, допускающими возможность их удален-ной передачи (почта, сеть "Интернет" и др.) и обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами, в том числе непосредственно гарантирующему поставщику без оплаты комиссии (для граждан). При этом под обеспечением возможности внесения платы понимается заключение гарантирующим поставщиком договоров о приеме и переводе денежных средств по оплате коммунальных услуг с третьими лицами, которые в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» имеют право осуществлять указанный вид деятельности.
Одновременно следует отметить, что внесение денежных средств в целях оплаты электрической энергии непосредственно гарантирующему поставщику электрической энергии не влечет дополнительное комиссионное вознаграждение за прием платежей, так как в данном случае отсутствует прием и перевод денежных средств с участием третьего лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика.
На основании изложенного, в составе тарифов на электрическую энергию, тепло- и водоснабжение потребителям Ставропольского края на 2014 год расходы на оплату комиссионного вознаграждения третьим лицам за прием платежей от населения не учитывались.
Не включение указанных средств в состав тарифов на коммунальные ресурсы позволило исключить двойной учет средств на оплату комиссионного вознаграждения (один раз в составе тарифов на коммунальный ресурс, второй раз – в составе услуг управляющей организации) и реализовать право гражданина самостоятельно выбрать способ оплаты коммунального ресурса.
Таким образом, в случае внесения платы за коммунальные услуги посредством третьих лиц (почты России, коммерческих банков, расчетно-кассовых центров и других организаций) комиссионное вознаграждение за перевод денежных средств на счета ресурсоснабжающих организаций должно начисляться дополнительно и оплачиваться потребителем услуги.
В случае организации приема платы за коммунальные услуги управляющей организацией или товариществом собственников жилья, размер платы за «абонирование» и прием платежей от населения рассчитывается непосредственно организацией и в установленном порядке включается в состав платы за содержание жилья.